Вопрос может показаться абсурдным, однако на него существует исчерпывающий ответ: это дрифтинг. Скорее всего, у многих читателей возникнет следующий вопрос: а что такое дрифтинг? Кто может передать суть дрифтинга лучше, чем Райан Сэйдж (Ryan Sage), один из организаторов американского чемпионата по дрифтингу Formula Drift. Именно так он начинает говорить про дрифтинг: «В самом чистом виде, это напоминает балет на автомобилях». А затем вдохновенно продолжает: «Это 45 секунд полного безумия, с дымящейся резиной, и каждую секунду кто—то может потерять контроль, и вы не сводите глаз с этих парней, которые действуют так быстро, и вы чувствуете себя так, как будто в вены впрыснули адреналин».
Вначале дрифтингом увлеклись в Японии, гоняясь по извилистым горным дорогам, однако мировая известность для этого вида автомобильного спорта началась в США. В августе 2003 года Сэйдж был официально приглашен в Ирвиндэйл (Irwindale) продемонстрировать возможности дрифтинга. Как вспоминает Сэйдж, «мы выступали перед 6 000 болельщиков в Ирвиндэйле. После десятиминутного показа ни в одном из кресел не оказалось зрителей. Все аплодировали стоя. Уже тогда мы поняли, что дрифтинг завоюет популярность». Через год, в 2004, этот вид спорта стал настолько известен, что удалось организовать состязания Formula Drift, для начала всего в четыре этапа. В 2006 году этапов стало шесть, а в 2007 – семь.
Сэйдж подводит предварительные итоги: «Все началось 15 или 20 лет назад, в японских горах. Сначала парни делали это для развлечения, а потом начали создавать спортивные команды. Чаще всего это делалось нелегально. Прошло всего 15 лет – и дрифтинг превратился в субъективный, состязательный мотоспорт, а теперь он все шире распространяется по стране и по всему миру». Дрифтинг совершенно по—особому зажигает кровь. Сэйдж рассуждает о том, что в классических гонках типа NASCAR больше всего внимание зрителей и СМИ привлекают столкновения машин. «Именно это происходит у нас, в любой момент и на каждом этапе, разве что чаще всего гонщики так и не сталкиваются. Они всегда находятся на грани потери контроля и столкновения. Они всегда держатся у этой, очень тонкой границы между обретением и потерей контроля». Он продолжает: «Я думаю, именно это делает зрелище настолько увлекательным. Много дыма от шин, много шума. Вы слышите визг колес повсюду, а затем вы понимаете, насколько уникальными личностями являются гонщики. Люди просто безумствуют, осознавая, насколько серьезные ставки делают гонщики».
В чем состоит техническая основа дрифтинга?
На языке суровой прозы, дрифтинг – это управляемый, или контролируемый, занос. Самые простые способы сорваться в занос всем известны – можно использовать ручной тормоз или поддать газа в повороте. Однако контролируемый занос является искусством и требует мастерства, которое оттачивается годами. На состязаниях по дрифтингу побеждает не самый быстрый, а самый стильный и искусный.
Где и как проводятся самые известные состязания по дрифтингу?
Одной из самых известных серий является Гран—При D1 – прежде всего японская версия, а также аналогичные состязания в других странах, включая США. В судействе принимает участие легендарный «Король дрифта» Кэйити Цутия (Keiichi Tsuchiya). D1 включает множество заездов, за которые присуждаются баллы. Гонщики состязаются за победу в определенном этапе и за первенство в сезоне по очкам. Как правило, сначала проводятся квалификационные одиночные заезды с целью отобрать 32 лучших гонщика. Затем эти гонщики участвуют в совместном заезде, после чего остается 16 лучших. И наконец, эти 16 лучших состязаются парами (формат «цуисо»). Проигравшие выбывают один за другим, и, в конце концов, остается победитель.
Что оценивают на соревнованиях по дрифтингу?
Как утверждает Сэйдж, «дрифтинг можно сравнить с другими субъективными видами спорта, для которых важен стиль, например с фигурным катанием или сноубордингом». Гонщик должен соответствовать определенным критериям, чтобы показать хороший дрифт и получить высокие баллы. Особую роль играют стиль вождения и личность гонщика.
Основные показатели и способы оценки:
Скорость вхождения - определяется с помощью специального прибора DriftBox. Следование направлении - определяется тем, насколько хорошо гонщик выдерживает направление движения. Водитель должен пройти по крутой кривой в повороте, удерживая переднюю часть машины как можно ближе к апексу поворота. Если задняя часть автомобиля при этом оказывается рядом с внешней кромкой поворота, то водитель получает дополнительные баллы. Угол атаки - угол вращения автомобиля относительно направления его движения. Чем дальше провернута задняя часть машины (без потери контроля), тем больше баллов получает водитель. При этом учитывается длительность дрифта и средний угол автомобиля в повороте. Если задняя часть машины вращается в течение короткого времени, это не принесет большого количества баллов, даже если угол вращения был значительным. Высших баллов удостаивается водитель, если угол предельный и автомобиль не вылетел с трассы. Зрелищность - то, каким образом водитель улучшает показатели скорости, линии, угла, может быть высоко оценено судьями. Важное значение имеет также то, как водитель демонстрирует технику дрифтинга. Яркая индивидуальность, ощутимая в стиле вождения, привлекает внимание судей. Самым доступным средством является дым либо проход у самого ограждения. Чем больше дыма от покрышек, тем больше баллов. Трюки с выставлением руки или ноги в открытое окно либо с открыванием дверей сейчас запрещены по правилам состязаний D1.
На чем состязаются любители дрифтинга?
Классической машиной для дрифта является Toyota AE86 (годы выпуска 1984—1987). Также большой популярностью пользуется Silvia – японская версия модели Nissan 240SX. Позднее появились модели Silvia с кузовами S13, S14 или S15. Автомобиль необязательно должен оснащаться самым мощным мотором, важнее линейная характеристика. Имеются и другие особенности – керамическое сцепление, дифференциал повышенного трения на задней оси, максимально жесткая подвеска, углы установки колес оптимизируются для заноса. При этом автомобиль должен отвечать стандартам уличных гонок – например, двигатель можно тюнинговать, но не менять на более мощный, не соответствующий данной модели.
Как становится героями дрифтинга?
В 2006 году чемпионом Гран—При D1 в Японии стал легендарный гонщик Нобусигэ Кумакубо (Nobushige Kumakubo), участник команды Team Orange. Он создал легендарный трек для дрифтинга – Ebisu Circuit (Трасса Эбису). Здесь состоялось и проводится множество состязаний по дрифтингу – Carboy Dori—Con, BM Cup, Big X и Гран—При D1. Кумакубо не только сам спроектировал этот трек, но лично сидел за рулем бульдозера, когда прокладывалась трасса. Одно из потрясающих мероприятий, связанных с дрифтингом, также придумал Кумакубо – Big X сочетает разные виды гонок на велосипедах и автомобилях, включая дрифтинг.
Нобусигэ Кумакубо родился в 1970 году, в богатой семье, которая владела землями в префектуре Фукушима (Fukushima), к северу от Токио. Однако самым большим богатством для него стали извилистые горные дороги в этой местности. Здесь он тренировался в юности, здесь же построен знаменитый Ebisu Circuit.
В 2005 году Кумакубо впервые принял участие в Гран—При D1 на автомобиле Nissan S15 Silvia, в составе команды Team Orange. В 2006 Кумакубо победил в Гран—При D1, сидя за рулем заднеприводной модифицированной Subaru Impreza WRX – первой Subaru в серии Гран—При D1. Свой выбор чемпион объяснил так: «Я всегда увлекался гонками – особенно хорош Эбису, когда зимой он покрыт снегом. Сейчас многие люди водят Impreza, и мне хотелось, чтобы больше владельцев Subaru приезжали и гонялись на Эбису». В 2007 году он выиграл первый этап Гран—При D1, который состоялся в конце марта, в Эбису.
Легендой японского дрифтинга являются не только гонщики. Дайдзиро Инада (Daijiro Inada) известен прежде всего как основатель журнала Option, создатель серии Гран—При D1 и основатель Токийского автосалона – знаменитой выставки для любителей тюнинга. Инада начинал как журналист, пишущий на автомобильные темы. Он мечтал стать гонщиком, но это требовало слишком больших средств. Как вспоминает Инада: «Около 25 лет назад в Японии начал бурно развиваться тюнинг автомобилей… Я сразу же занялся организацией Токийского автосалона, а через пять лет после первого автосалона начал издавать журнал».
Дайдзиро Инада сумел также оценить популярность дрифтинга в Японии. В 1999 году Инада вместе с Кэйити Цутия основал Гран—При D1. Сегодня Гран—При D1 является наиболее ярким состязанием по дрифтингу в мире. Аналогичные серии Гран—При D1 проводят в США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Малайзии. Гран—При D1 вдохновляло также организаторов других состязаний профессионалов, например Formula Drift в США.
Современный дрифтинг – это динамично и мощно развивающийся вид спорта, поэтому герои дрифтинга устремлены в будущее. Мечта Кумакубо – построить трек, на котором можно будет проводить состязания по дрифтингу на гоночных болидах. Сэйдж стремится сделать состязания Formula Drift международной серией. Отчего бы и нам не представить себе этапы российской экстремальной Гран—При D1, проходящие на заснеженных подмосковных, уральских или сибирских просторах? Россия прославлена на весь мир достижениями в области классического балета. Дрифтинг – невероятный автомобильный балет на колесах – не может не задеть за живое и не зажечь нашу всемирно отзывчивую и загадочную душу.